rukodeks (rukodeks) wrote,
rukodeks
rukodeks

Category:

Проблемы ЖКХ. Есть ли решение?

Ситуация в сфере ЖКХ сегодня сложилась крайне неблагоприятная. Потребители платят по необоснованным счетам за коммунальные услуги, стоимость которых повсеместно растет. Качество за ростом цен, увы, не поспевает. Но самостоятельно разобраться в дебрях нормативных документов, выяснить, из чего складываются тарифы, сколько и за что они платят, рядовым гражданам не представляется возможным. Кто придет на помощь потребителям и кого нужно контролировать в первую очередь: управляющие компании или чиновников, разбирались в Общественной палате.


"Нарушения в сфере ЖКХ носят массовый характер. Потребитель сегодня платит по необоснованным счетам, которые выставляют производители и чиновники. Только за прошлый год Генеральной прокуратурой РФ выявлено 213 тыс. нарушений, которые касаются необоснованного повышения тарифов в данной сфере, возбуждено 700 уголовных дел", — отметил глава рабочей группы ОП РФ по защите прав потребителей Владимир Слепак.


Зачастую проблема кроется в расходах на так называемые общедомовые нужны, которые приходится оплачивать жильцам. Кому-то "раздутые" цифры выставляют за прочистку канализации, которую в доме якобы проводят ежедневно, кому-то — за влажную уборку подъезда два раза в день.



А бывает и так, что по документам в двух соседних домах проведен капремонт на 12 млн рублей, а на поверку оказывается, что во всей округе никто и ржавого гвоздя не вбил.


Ситуация осложняется еще и тем, что порядка 90% управляющих компаний не сообщают информацию, которую обязаны раскрывать по закону, отметил сопредседатель НП "Реальный контроль" Дмитрий Орлов. А если и делают это, то зачастую по всем фиксированным показателям дается ложная информация, подчеркнул помощник уполномоченного по правам человека по Москве Вячеслав Гуменюк. И грешат этим, по его словам, даже лучшие управляющие компании.
"Для жилинспекции важно, чтобы все графы таблицы были заполнены. Оценивают они, видимо, вовсе не их содержание. А если кто пару граф пропустил — штрафуют. Жилинспекции нужно пополнить бюджет штрафами с управляющих компаний, но на чьи плечи они ложатся?" — негодует Гуменюк.
Словом, причин для недовольства происходящим в сфере ЖКХ у россиян предостаточно. По данным ежегодных опросов, жилищно- коммунальная сфера лидирует в плане обеспокоенности граждан, которые недовольны как стоимостью услуг (73%), так и их качеством (49%), отметил председатель Союза потребителей РФ Петр Щелищ.


И, по словам эксперта, дело здесь не только в быстром росте цен при сохраняющихся претензиях к качеству. Существенную роль здесь играет ощущение потребителями своей слабости перед исполнителями услуг и управляющими компаниями, их неспособность разобраться в обоснованности растущих требований по оплате, добиться выполнении всего, что положено, обратил внимание Щелищ.


"Нужно создавать систему государственно-общественной поддержки потребителей коммунальных услуг, включающую контроль исполнения своих обязанностей их контрагентами", — уверен он.


К слову, этот вопрос ранее поднимался на самом высоком уровне и согласно поручению президента, еще до 1 июня 2013 года следовало обеспечить создание сети общественных организаций, которые помогали бы властям контролировать управляющие компании в части выполнения обязательств в коммунальной сфере, напомнил Владимир Слепак, отметив, что чиновники от ЖКХ восприняли решение президента по-своему. Вместо того, чтобы поддерживать общественные организации, которые уже занимаются защитой потребителей в этой сфере, принялись создавать свои "подконтрольные" НКО. При этом информация о нарушениях, которую представляют чиновникам "независимые" общественные организации, им не особенно интересна.


"За полугода мы нашли свыше 3 тыс. нарушений в отчетах управляющих компаний, размещенных в открытом доступе, как предписывает постановление правительства №731. Но самое странное, что на местах наша работа оказалась никому не нужна. Там есть свои структуры, которые выполняют данные функции и, конечно, не говорят об этих нарушениях", — подчеркнул Слепак. Правда, массовым явление не стало и на этом поприще еще остается место для реального контроля.


"Пилот" по созданию системы общественного контроля в жилищной сфере Союз потребителей России ведет с зимы текущего года. Анализ первых двух месяцев работы выявил проблемные места, с которыми и предстоит столкнуться "защитникам" прав потребителей. Так, большинство претензий россиян — 39% — касаются необоснованности оплаты, в основном, коммунальных услуг, стоимость которых повсеместно выросла именно в период старта проекта. На втором месте — 38% — претензии к состоянию общего имущества дома и прилегающей территории, в частности, свободный доступ к подвалам, состояние подъездов, детской площадки, придомовой территории, крыши, очистка проходов от снега и льда, вывоз мусора и прочие. Порядка 10% жалоб касались качества и доступности коммунальных услуг, в частности, подачи горячей и холодной воды, электроснабжения и отопления, а 5% претензий относились непосредственно к управлению многоквартирным домом, при этом, половина из них касалась непредставления информации управляющими организациями.


По итогам "пилота", охватившего 15 регионов, уже в июне общественники предложат для всеобщего пользования "шпаргалки", которые существенно упростят работу по защите прав потребителей. Так, благодаря комплекту стандартных форм претензий потребителям больше не придется мучиться с формулировками обращений, да и у самих защитников появятся "образцы" документов, существенно упрощающие жизнь.


Кроме того, в ходе пилотного проекта общественники разработали методику оценки выполнения своих обязанностей управляющими организациями. "Сегодня показатель качества управления домами отсутствует, а без него жильцам довольно трудно выбрать управляющую компанию. Таким показателем могло бы стать количество различных подтвержденных претензий о нарушении прав граждан, приходящиеся на сто квартир в обслуживаемых ими домах. Разумеется, сравнивать следует дома, однородные по степени износа. Если разделить этот показатель на стоимость услуги управления домом, получим соотношение — цена-качество, по которому можно оценивать управляющую организацию", — отметил председатель Союза потребителей РФ.


По его словам, важно еще и то, как работают управляющие компании с жалобами потребителей, и такой показатель тоже предлагается оценивать.


"Публичность таких оценок откроет дорогу реальной конкуренции, позволяя потребителям выбирать для управления своим домом лучшие компании, обрекая на невостребованность тех, кто не готов работать хорошо", — уверен эксперт.


В свою очередь Слепак добавил, что контролировать необходимо не только управляющие компании, но и государственные органы, отвечающие за коммунальную сферу. По его мнению, проблема кроется именно здесь.


"А поскольку контроль — одна из функций управления, стоило бы предусмотреть его финансирование за счет незначительной части средств, идущих на управление домом", — считает председатель Союза потребителей РФ. В качестве финансовой базы он предложил выделить в структуре платы за управление многоквартирным домом порядка 1% на финансирование общественного контроля.


"За счет этих средств общественный контроль мог бы обеспечить работу двух некоммерческих организаций, выбранных по результатам конкурса", — отметил Щелищ. При этом он подчеркнул, что существование именно двух организаций позволило бы создать в этой сфере поле для конкуренции и взаимного контроля: что не выявят одни, выявят другие.


В свою очередь Дмитрий Орлов подчеркнул, что в эту сферу должны прийти настоящие профессионалы, которые будут контролировать работу управляющих компаний самостоятельно, а не пытаться наладить контакт с пассивными в этом вопросе потребителями коммунальных услуг. Делать ставку на просвещение граждан — это тупиковый вариант, ведь до каждого дома не дойдешь, до каждой квартиры не достучишься.


Однако, даже в случае, если контролировать управляющие компании будут общественники-профессионалы, такого рода контроль может существовать лишь как составная часть той надзорной работы, которую должно вести государство, уверен член Общественной палаты Владимир Слепак.


По его словам, реальный контроль за управляющими компаниями можно установить только путем лицензирования. "Я уже слышу голоса оппонентов о защите прав бизнеса. Но, извините, мы уже вырастили бизнес в этой сфере: криминальный и бесконтрольный", — подчеркнул он.


А вот по мнению представителя уфимского отделения Союза потребителей Владимира Крюкова, в первую очередь нужно разработать судебную практику и подавать в суды по всей России иски от неопределенного круга лиц, так сказать, бить по недобросовестным управляющим компаниям рублем.


"Все остальные наши планы осуществимы в пределах трех-четырех лет, а потребитель ждет поддержки уже сегодня", — заметил Крюков.


Tags: ЖКХ, жилье, проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments